В декабре 2010 года компания «Нанософт» и Научно-производственный центр «ГЕОНИКА» пополнили технологическую линейку профессиональных программных продуктов серии nanoCAD новым программным решением, получившим название nanoCAD Геоника. Программа объединила в себе функциональные возможности уникального программного комплекса GeoniCS Топоплан-Генплан и платформы nanoCAD.
Этой статьей мы открываем цикл публикаций, которая поможет быстрее сделать первые шаги в освоении нового программного продукта. Сегодня мы поговорим о первом и основном модуле nanoCAD Геоника – модуле «Топоплан», который является ядром программы, позволяющим создавать топографические планы, вести базу точек съемки проекта, строить трехмерную модель рельефа и проводить анализ полученной поверхности. И уже на основе построенной модели рельефа решать целый ряд прикладных задач.
Предлагаем вашему вниманию технологию работы в модуле «Топоплан» на примере демонстрационного проекта «Топографический план ГТЭС масштаба 1:1000» – от подготовки исходных данных до получения выходной документации.
Работа в nanoCAD Геоника начинается открытием проекта, который содержит всю информацию об объектах, таких как точки координатной геометрии, поверхности рельефа, инженерные сети, проектные отметки и др. Полная информация об объектах - геонах хранится в проекте в виде бинарных файлов быстрого доступа (рис. 1).

«Проект» фактически представляет собой каталог на диске с перечнем строго фиксированных подпапок. Каждая подпапка отвечает за свой раздел информации. При открытии чертежа, в котором хранится путь и имя проекта, делается попытка автоматически открыть этот проект. Имя успешно открытого проекта высвечивается в заголовке окна чертежа (рис. 2).

Итак, «Проект» – это база данных о поверхности, точках координатной геометрии и т.д., а чертеж – это документ, в котором отображается часть (или вся) информация базы данных и другая, дополнительная информация.
Для создания проекта в сеансе nanoCAD Геоника необходимо открыть меню «GeoniCS» и задать команду «Открыть проект»(рис. 3).

В диалоговом окне открытия проекта следует выбрать команду «Создать проект» и в строке «Имя» дать название проекту, например, «Топоплан ГТЭС» (рис. 4).

Следующим шагом в подготовке топоосновы является подгрузка данных, полученных от изыскателей. Программа предоставляет множество возможностей создания и использования данных, но здесь мы рассмотрим лишь классический вариант – подгрузка данных съемки (геоточек) в проект на основе текстового файла. Несколько слов о том, что такое «геоточка». Это специально разработанный объект – «геон», предназначенный для хранения и представления больших объемов съемочной информации. Геоточки хранятся в базе данных проекта и накапливают данные из разных источников, по различным объектам изысканий. Изображение геоточки в чертеже реализовано как новый примитив nanoCAD (объект) со своими, характерными для этого объекта, свойствами и поведением. Перед выполнением команды импорта точек рекомендуется настроить «Установку геоточек» и «шаблон импорта», используя команду «Менеджер форматов». В «Установках геоточек», на закладке «Отображение», выбираем тип маркера или комбинацию, указываем видимость нужных компонент, а также стиль и высоту подписи (рис. 5).

Затем, используя команду «Менеджер форматов», создаем новое правило-шаблон для «чтения» данных съемки из текстового файла (рис. 6). Команда «Анализ» обеспечивает проверку правильности настройки шаблона.


Производим импортирование точек из исходного текстового файла, выполнив команду «Геоточки → Импорт-экспорт геоточек → Импорт» из текстового файла. Указываем путь к исходному файлу , формат импорта и сразу же объединяем точки в группу и вставляем их в чертеж (рис 8, 9).


Результаты импорта транслируются в командной строке (рис. 10), отображаясь в виде объектов в модели чертежа (рис. 11).


Поскольку геоточки являются объектами проекта, то проверить наличие их в БД этого проекта можно, запустив команду «Геоточки → Список геоточек» (рис. 12).

Опираясь на данные геоточек, мы можем создать цифровую модель рельефа (поверхности), которая представляет собой средство цифрового представления трехмерных пространственных объектов (поверхностей, рельефов) в виде совокупности высотных отметок в узлах регулярной сети с образованием матрицы высот, нерегулярной треугольной сети (TIN) или же записей горизонталей.
Поверхность – это набор входных данных, необходимых для ее построения (групп геоточек, ссылок на текстовые файлы, границ и структурных линий разных видов), выходных данных – результирующей поверхности (выходных точек и граней). Все поверхности являются объектами проекта.
В проводнике проекта создаем поверхность с именем, например, «Черный рельеф» и в разделе о данных TIN указываем группу геоточек, полученных в результате импорта из текстового файла (рис. 13).

Результат подгрузки данных отображается в подокне статистики (рис. 14.1). Построение поверхности осуществляется командой «Рельеф → Построить текущую поверхность». По умолчанию включены все параметры построения. Режим отображения построенной поверхности задан по умолчанию – 3D-грани. В результате построения на экране появится сообщение о количестве созданных треугольников и поверхность в 3D-гранях (рис. 14.2).


Результат построения поверхности отслеживается через «Проводник проекта».
Помимо данных съемки, как правило, при построении поверхности используют дополнительные данные, такие как границы и структурные линии. Граница представляет собой замкнутые 2D- и 3D-полилинии, в том числе с дугами, вершины которых не обязательно лежат на точках вставки используемых для построения триангуляции геоточек. Последняя вершина полилинии границы не должна дублировать начальную. Границы могут соприкасаться, но не должны пересекаться и самопересекаться.
Структурные линии используют для задания правильного положения ребер треугольников для откосов, тальвегов, водоразделов (хребтов), краев грунтовой дороги (или канав), проходящей по рельефу, откосов и т.д. Наличие структурных линий значительно сокращает необходимость ручного редактирования построенной триангуляции. Создание дополнительных данных границ и структурных линий типовое и может производиться двумя способами. Это отрисовка нужного элемента непосредственно из «Проводника проекта», выбранной поверхности или опираясь на сформированную и откорректированную ранее полилинию. При создании внешней границы необходимо предварительно поднять 2D-полилинию на рельеф командой «Рельеф → Задачи → Поднять объекты». Тем самым контур внешней границы объекта четко «ляжет» на поверхность (рис. 15).

И затем следует аналогично подгрузке данных групп геоточек включить границу в поверхность и перестроить последнюю с учетом внесенных изменений. Таким же образом происходит включение дополнительных данных – структурных линий. В результате добавления данных поверхность будет представлять собой симбиоз из данных съемки, границ и структурных линий (рис. 16).

Программа выполняет создание поверхностей в виде 3D-граней на основе алгоритма Делоне. Триангуляция Делоне достоверна для данного набора точек и границ, а структурные линии обеспечивают «групповую» ориентацию граней по ним, однако для соответствия реальному рельефу бывает необходимо ручное редактирование.
Ровные «площадки», получающиеся в местах «выпузыривания» горизонталей, полностью соответствуют алгоритму Делоне, и задание структурных линий по горизонталям не может их устранить. Приходится убирать их вручную – редактировать триангуляцию флипами, получая форму ребер в виде «веера». Такое редактирование осуществляется в программе с помощью инструмента «Настройки редактора поверхности», расположенного в меню «Рельеф» (рис. 17).

После подтверждения запуска редактора на экране появится панель инструментов «Редактор триангуляции». Используя эти инструменты, мы можем редактировать нашу поверхность, видя мгновенный результат в форме эскизов горизонталей. Затем следует находить участки «выпузыривания» и перебрасывать флипы ребер, последовательно проводя флиппование в нужных участках (рис. 18, 19).


После внесения необходимых правок перестраиваем поверхность с учетом появившихся изменений, не забывая включить в окне свойств режим «Применить историю флипов ребер».
Завершаем работу по подготовке поверхности отрисовкой горизонталей. Генерация горизонталей существующего рельефа выполняется командой «Рельеф → Создать горизонтали» (рис. 20).

В окне создания горизонталей задаем высоту сечения рельефа и по команде «Свойства» указываем степень сглаживания горизонталей. В командной строке на запрос об удалении старых горизонталей используем команду «Да». «Наводим красоту» простановкой подписей и берг-штрихов на горизонталях существующего рельефа с помощью команды «Рельеф → Подписать горизонтали → Вручную». Задаем высоту подписи, стиль и точность. Последовательно указываем в чертеже горизонтали, на которых генерируется подпись (рис. 21).


Результат генерации подписей приведен на рис. 22. Простановка берг-штрихов выполняется командой «Рельеф → Утилиты для горизонталей → Создать берг-штрихи». Аналогично указываем местоположение элемента в чертеже и последовательно производим отрисовку (рис. 23, 24).


Полученный чертеж полностью соответствует требованиям «Инструкции по топографической съемке» в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500.
В следующей статье мы рассмотрим возможности программы по созданию динамических сечений. Поговорим о библиотеке условных топографических знаках, о режимах их нанесения и оформлении чертежей при подготовке к печати.
Светлана Пархолуп, директор направления землеустройства, изысканий и генплана ЗАО «Нанософт»